“Эх, маори*, вам ли быть в печали?…”

*маори – основной народ Новой Зеландии до прибытия англичан

(Заметки из Новой Зеландии)

Только что вернулся из короткой поездки с семьёй по Северному Острову Новой Зеландии… Дети – в восторге, конечно: всё новое и интересное, погода прекрасная и учиться не надо. Для взрослых, однако, не всё так просто… В прошлом я уже часто бывал в Новой Зеландии и как путешественник, и по работе. Поэтому мои собственные впечатления – это сложная смесь восприятия нового и узнавания старого и сравнения всего этого с воспоминаниями о том, что было здесь раньше. It is complicated, как говориться, и по большому счёту одной‐двух страниц для описания всего этого маловато будет. Однако поскольку меня не так давно ругали за то, что я пишу “слишком длинно и нудно”, то я всё же постараюсь уместиться в формат одного печатного листа (две страницы) и ограничусь супер‐сжатым комментарием об общих впечатлениях, оставив развёрнутым описание лишь одного небольшого эпизода. Если коротко, то, по‐моему, Новая Зеландия изменилась за последние годы не очень сильно, но и не в лучшую сторону. Хотя тот факт, что эта страна изменилась несильно скорее радует, чем огорчает… Из нового я бы отметил “Хоббитон” (место съёмок “Властелина Колец” и “Хоббита”). Очень впечатляет: и домики‐норки, и водяная мельница, и весь хоббитский антураж с садами, огородами и развесистыми деревьями… Хотя, конечно, обдираловка страшная – один входной билет за $75 или сувенирная “настоящая” шапка Гендальфа за $400 чего стоят! Собственно моё замечание об изменении “не в лучшую сторону” и связано с возросшей коммерциализацией и дороговизной Новой Зеландии (к примеру бензин стоит там процентов на 60 дороже австралийского, который тоже, надо сказать, не слишком дёшев :‐)…

Эпизод, выбранный мною для подробного описания, произошёл на одной из экскурсий по гео-термическим местам города Ротороа. Это тур‐местечко носит гордое название Whakarewarewa (Факареварева) village и представляет собой настоящую Потёмкинскую деревню Маори (новозеландских аборигенов): типа дачный поселок из маленьких, но симпатичных домиков с туристическими магазинчиками, кафешками и маорийским религиозно‐концертным холлом. И всё это среди пара, горячих источников и мини‐гейзеров… Красота! Пока мы ждали начала экскурсии, я почитал висящую около входа информацию. Оказывается этой маорийской деревне уже сотни лет и экскурсии по ней водят аж с середины XIX века. И маори здесь всегда жили в мире и согласии с европейцами и туристами, сами открыли для них все эти магазинчики и кафешки, очень доброжелательны к гостям и кормят их сладкой кукурузой, сваренной в горячих минеральных источниках. Да просто дружба народов и рай на Земле какие‐то! Потом пришла наша маорийка‐экскурсоводша – стройная женщина лет сорока с довольно симпатичным лицом – и начала свои рассказы. Вначале она немного поучила нас правильно произносить маорийские названия, которые, впрочем, много проще имён исландских вулканов, а потом повела нас вглубь деревни, рассказывая об истории места, замечательных горячих источниках вокруг нас и о том, как это всё раньше использовалось и как используется сейчас. В какой‐то момент мы оказались рядом с маленькими хатками, стоящими в облаках горячего пара. “Это копии зимних домиков, в которых раньше жили маори,” – сказала наш гид. Тут кто‐то спросил её живёт ли кто‐нибудь в таких домиках в наши дни и она сразу как‐то помрачнела. “Нет, нам не разрешают. Наши дома теперь должны соответствовать обще‐новозеландским стандартам. Мы даже эти большие дома обогревать паром не имеем права – нет таких стандартов. И все горячие источники мы должны заборами обнести для безопасности… Какая к чёрту безопасность, мы всегда здесь без всяких заборов жили… Кто хоть раз не обварился, тот и не маори! Я сама не понимаю, почему мы на своей земле не можем жить, как мы считаем нужным и наши дети не могут спать в домах, где раньше жили их бабушки и дедушки? Почему от этого они считаются ущемлёнными в правах?!”… “Потому что это давно уже не ваша земля”, – подумал я, но, конечно, промолчал. Экскурсия продолжалась, но уже без прежнего энтузиазма – наша гид так больше и не повеселела. И местное кладбище с надгробьями теперь оказалось неправильным (“Это белые миссионеры нас так хоронить надоумили – в прямо здесь в землю зарывать и плиту сверху класть… Наши прадеды маори хоронили совсем не так и не здесь. Кто же в землю зарывает, где всё кипит вокруг?”)… И на самый большой гейзер пришлось смотреть только издали (“Там государственная компания, пропускают только за отдельную плату. И вход в другом месте… Даже нас, жителей этого посёлка, просто так туда не пустят. А раньше это была тоже наша деревня.”) На дороге к этому самому большому гейзеру, перекрытой воротами с цепью и объявлением “Прохода нет”, мы и закончили экскурсию. “Вот видите… Ну почему так?” – опять начала давить на жалость маорийка. Мне опять захотелось сказать ей почему так. На этот раз я даже почти начал говорить, но всё‐таки опять удержался… Она, наверное, меня бы поняла, но вот толпу британо‐австралийских туристов моё объяснение бы вероятно разозлило. Ну и зачем мне праздный народ нервировать? Ну ничего, не сказал там – скажу здесь, так даже лучше.

Вы, Маори, свою войну давно проиграли. Этот хитрый англоязычный Запад, развёл вас, как дурачков: кого купили, кого запугали, а кого и просто убили, по большей части руками ваших же предателей – они всегда так делают. Не нашлось у вас вождя, который объединил бы все племена и устроил бы всем этим незваным цивилизаторам их Малоярославец, или Сталинград, или хотя бы Иловайск. А теперь вам можно только жаловаться, что ваших детей могут отобрать у родителей, или что лучшие места на вашей земле уже совсем не ваши, и водить экскурсии или выступать за деньги с танцами хака для умиляющихся западных и китайских туристов. Я, конечно, вам искренне симпатизирую, но помочь уже ничем не могу…

А ещё я подумал, что и нам, русским, нашу сегодняшнюю войну в Новороссии проиграть ну никак нельзя. Ведь и мы сражаемся за наше, казалось бы, очевидное право быть самими собой и жить на своей земле по своим законам. За наше право не стать новыми Маори Европы. За то, чтобы наши “гейзеры” никогда не отгородили бы от нас большими цепями, а наших детей не отбирали за то, что мы живём в домах простроенных с нарушением Евро‐стандартов. Или вы всё‐таки являетесь идейным сторонником Европейского выбора и настроены против “агрессии кровавых русских наёмников”? Тогда начинайте учить хаку, точнее гопак, уже сейчас – другие таланты от новых аборигенов в Европе вряд ли потребуются. Хотя может и шоу “кто не скачет тот москаль” сойдёт – печеньки за него уже давали…

 

Александр Буряк

Сидней, 29.01.2015

Другие рассказы смотрите здесь: https://newoztales.wordpress.com/  (3 меню в конце страницы).

dsc00567

 

 

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s