Легенда и быль – II

Репортаж из запретного Египта.

Часть II: Агата Кристи и Мемноны Луксора.

Александр Буряк

Сидней, 10.02.2016

Было бы всё-таки неверно утверждать, что лишь пирамиды подвинули нас на египетский вояж… По-настоящему я начал серьёзно задумываться об этом путешествии, лишь прочитав одну особенную книжку. И это была совсем не научная (или псевдонаучная) книга об альтернативных теориях строительства пирамид или других памятников древнего Египта, совсем нет! Это был классический детектив Агаты Кристи “Смерть на Ниле”. Я вообще являюсь большим поклонником “империалистического реализма” этой писательницы – в её книгах мне хорошо и уютно, как должно быть в “настоящем мире цивилизованной империи”: нет педофилов и проституток, зато есть любящие отцы и преданные жёны, а преступления, хотя иногда и в меру страшны, всегда в каком-то смысле красивы и интеллектуально блестящи по замыслу и исполнению. Эти книги не жалко и не страшно рекомендовать почитать своим детям, потому что хотя в них и не найдёшь банальных сексуальных мерзостей и гротескных экс-кегебешных маньяков, которыми изобилуют многие современные “шедевры” типа “Девушки с татуировкой дракона”, они всё же часто имеют не менее лихой сюжет и обычно ненавязчиво-познавательны… В общем, если вы ещё не читали детективов Кристи, то обязательно восполните этот пробел или хотя бы посмотрите экранизации её лучших произведений, а “Смерть на Ниле” к ним, без сомнения, относится. Может и вам после этой книги захочется съездить в круиз по Нилу и самим окунуться в атмосферу старомодных кают-кампаний, поучительно-развлекательных экскурсий и живописных руин по обеим сторонам великой африканской реки. Нам вот захотелось же!

К начальной точке нашего речного круиза, городу Луксору, мы прибыли ранним самолётом из Каира. Во времена тёти Агаты, да и ещё не так давно, всего 20-25 лет назад, это было бы необычно, так как большинство речных туристических пароходов начинало свой путь прямо из Каира, без заморочек с перелётами или поездами. Тогда по реке ходило до 3000 пароходов одновременно и большой проблемой были очереди на шлюзование. Теперь же участок от Каира до Луксора закрыт для туристов по соображениям безопасности, а большинство кораблей стоит на приколе – страна всё ещё не может оправится от краха туризма, вызванного псевдо-революцией Арабской Весны 2011 года. Хотя, с другой стороны, все самые интересные достопримечательности и начинаются от Луксора и южнее, так что, говорят, расстраиваться особо нечему: если трёхдневное плаванье на юг до Асуана и покажется кому-то слишком коротким, то особых проблем всё равно нет – плывите туда, а потом ещё и обратно. Но давайте пока всё-таки повременим с речным круизом вернёмся к самому Луксору…

Скажу честно, что до этой поездки я о Луксоре знал совсем не много. Ну слышал краем уха о колоссах Мемнона и красивых храмах этого города, включая и тот, где в 90-ые годы террористы положили кучу швейцарских туристов, и, пожалуй, всё… Однако наш неугомонный экскурсовод Араби, знакомый вам уже по моему рассказу про Каирские пирамиды Гизы, быстро восполнил этот пробел в нашем образовании. Через два дня я уже вполне мог сдать экзамен по истории Нового Царства Египта (существовавшего в 1550 – 1069 годы до нашей эры), столицей которого Луксор и являлся. Его правители фараоны (и их кукловоды – жрецы бога Амон Ра) не жалели ни денег, ни сил на строительство величественных храмов и монументов. И хотя даже самые внушительные из них не дотягивают до грандиозности гораздо более древних Великих Пирамид Гизы, масштаб построек здесь тоже впечатляют – недаром говорят, что Луксор является самым большим в мире музеем под открытым небом, в котором количественно собрано около одной трети (!) всех дошедших до нас архитектурных памятников древнего мира (т.е. Египта, Месопотамии, Персии, Греции, Рима и т. д. вместе взятых). И это даже с учётом того, что, например, больше половины обелисков Луксора уже давно растащили по всему свету, включая тот же античный Рим! И с монументальностью строительства у Луксора тоже всё в порядке. Так, с огромным по размерам Карнакским храмом можно было бы сравнить, наверное, лишь Римский Колизей, да и то Карнак занимает куда более значительную территорию и, по моему мнению, выглядит более внушительно. Более того, все стены и колоны этого храма прямо-таки испещрены барельефами и иероглифами, рассказывающими об истории Нового Царства и последующих дней – храм достраивался и перестраивался более тысячи лет, вплоть до начала нашей эры, и каждый новый правитель Египта повелевал высечь память о себе в Луксорском камне. В этом обилии информации могут крыться и взлёты, и провалы современной египтологии – слишком многие учёные привыкли почти безраздельно доверять текстам Новой Столицы. И если о самом Новом Царстве её хроники сообщают, вероятно, относительную правду, то я сильно сомневаюсь, что Луксорский пересказ событий более древних эпох является таким уж близким к исторической истине. Дело в том, что времена Древнего и Нового Царств Египта разделяют почти полторы тысячи лет – много больше, чем даже наше время и времена Киевской Руси. Как результат, большинство рассказов о величии самых древних фараонов и их деяниях могут быть всего лишь красивыми сказками, к тому же переделанными для политических нужд новых правителей. Может и легенда об ударной скорости постройки пирамид Гизы была просто придумана, чтобы заставить своих строителей работать побыстрее? Ведь даже не смотря на такой “пример” трудового подвига предков, сам Карнакский храм строился в десятки раз медленнее.

Я не хочу обременять читателя описанием всех достопримечательностей Луксора – их настолько много, что они, если честно, а конце концов могут утомить кого угодно. Поэтому более-менее подробно я остановлюсь ещё только на одном памятнике – Колоссах Мемнона, с которыми связана одна занятная история. Колоссы – две 700-тонные фигуры фараона Аменхотепа III, возведённые 3400 лет назад – уже много веков охраняют вход в ныне уже несуществующий некрополь этого властителя древности. Много позже, в первом веке до нашей эры, сильное землетрясение повредило северную фигуру и… сделало её всемирно известной. Дело в том, что от образовавшихся после землетрясения трещин этот колосс начал… петь – издавать на ветру свистящие звуки чистого тона. Это “пение” быстро стало легендарным. Утверждалось даже, что через статую колосса поёт один из падших героев Троянской войны Мемнон – отсюда и пошло современное название памятника. В начале нашей эры колоссы Мемнона стали столь знаменитыми, что многие римские императоры специально ездили к ним то ли в паломничества, то ли в туристические поездки… Через пару веков всё это, однако, и закончилось, так как в 199 году нашей эры римский император Септимий Север, посетивший колоссов, но не услышавший пения Мемнона из-за безветрия, повелел “отремонтировать” каменных гигантов и заделать трещины. Приказано – сделано… Не знаю улучшился ли внешний вид колоссов после ремонта, но с тех пор они больше не поют.

Из-за слишком долгого времени, проведённого нами у колоссов Мемнона и храма Хапшетсут мы чуть-чуть не опоздали на наш корабль. Экскурсоводу Араби пришлось даже “поторопить коней” – начать серьёзно подгонять нашего водителя микроавтобуса. Но всё хорошо, что хорошо кончается, и мы всё-таки стали последними пассажирами уже отправляющейся в плаванье “Миневры”. В моём воображении она не сильно отличалась от “Карнака” Эркюля Пуаро… Но я кажется опять забегаю вперёд – это уже немного другая история.

Окончание следует…

20160108_120716

 

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s